Евангелие от Марка – 7:14-23 – Осквернение

Что такое осквернение?

Осквернение – это состояние, в котором человеку нельзя участвовать в общественном поклонении Богу, общаться с собратьями-иудеями. Осквернение воспринималось как подверженность мирскому, языческому, греховному влиянию.

Лев.10-11 (особенно 10:1-2,19-20; 11:1-2…43-45, а также сравнить 10:9-11 и 11:46-47)

Осквернение через пищу происходило в двух случаях: когда человек вкушал нечистую пищу, запрещенную Ветхим Заветом, и когда вкушал чистую, разрешенную Писанием пищу, но ритуально нечистыми, неумытыми руками.

Запрет на вкушение нечистой пищи исходил из Слова Божьего. (Для того чтобы отделить Свой народ от языческого влияния других народов, сохранить мессианскую линию, указать на необходимость духовной чистоты, Бог установил в Ветхом Завете правила о чистой и нечистой пище (Лев. 11 глава). Так, например, среди запрещенных в пищу продуктов была свинина, конина, морепродукты, весьма популярные в языческих странах). Запрет же на вкушение чистой пищи неумытыми руками был человеческим изобретением.

Важно также отметить, что под понятиями осквернения и чистоты нигде не подразумеваются вопросы гигиены или физическего вреда или пользы от пищи.

Христос здесь (ст.15) фактически отменяет не просто человеческое предание, но и часть закона Моисея. Почему?

  • Нужно правильно понять смысл и цель закона о чистой/нечистой пище.
  • Христос отменял не весь закон, а только ту его часть нужда в которой отпадает из-за жертвенной смерти Христа — церемонимальный закон.

Справедливости ради следует заметить, что многие церемонии и ограничения были даны евреям Богом как знак того, что они находились в завете с Ним. Книга Левит описывает многочисленные ритуалы и обряды для священников, связанные с системой жертвоприношений. Бог также объявил нечистыми некоторых животных, ни один еврей не должен был употреблять их в пищу; даже многие приемлемые виды продуктов питания, прежде чем есть, нужно было тщательно приготовить, как было предписано. Ко многим вещам запрещалось даже прикасаться; некоторые болезни, такие как проказа, и некоторые физические состояния, такие как менструация, считались церемониально нечистыми. Но ничто из этих церемониально или символически нечистых вещей или состояний само по себе никогда не называлось грехом. Все они должны были служить ярким образом, олицетворяющим грех. По ветхому завету, человек, соприкоснувшийся с церемониально нечистой вещью, не мог участвовать в определённых церемониях поклонения или в определённых видах общественной деятельности. Но это внешнее несоответствие никогда не называлось грехом. Такой человек нуждался в церемониальном очищении, но не в божественном прощении. Однако на практике это показывало, что значит осквернение от греха, как обрезание демонстрировало необходимость «обрезания» греха в сердце.

Если эти церемониальные требования и ограничения были исключительно внешними, может возникнуть вопрос, почему Бог требовал их исполнения? Бог дал эти внешние знаки на раннем этапе ветхого завета, сразу после того, как Его народ провёл четыреста лет среди язычников — развращённых, поклоняющихся идолам египтян. Десять заповедей были первым письменным сообщением от Бога, а до этого времени народ мало знал о Его характере и воле. После того как Бог призвал Авраама возглавить Его избранный народ, Господь время от времени давал конкретные наставления и указания отдельным вождям Своего народа, но Он не открылся им полностью. И точно так, как родители используют картинки для обучения детей, так и Бог использовал эти символы и образы, чтобы научить Своим истинам сынов Израиля, которые были неопытными в хождении Его путями.

Божий запрет церемониально нечистым людям приносить жертву был прообразом того, что нельзя поклоняться Богу, если человек духовно не чист от греха. Внешняя чистота была прообразом внутренней чистоты. Нигде в Ветхом Завете нет учения о том, что обрезание, церемониальное омовение, воздержание от определённой пищи или какое-либо другое внешнее действие, — хотя и предписанное Богом, — может спасти человека и примирить его с Господом.

(Джон МакАртур. Толкование книг Нового Завета)

Разве в Новом Завете понятие осквернения отменяется вообще?

  • Нет, оно переходит на более глубокий и более серьезный уровень — на уровень сердца, а не просто поведения
  • 1Фесс.4:7; Еф.5:3 — важность нравственной и в том числе сексуальной чистоты
  • Иак.1:21; 1Пет.1:15 — о общей (духовной) чистоте
  • Матф.5:8 — чистые сердцем увидят Бога

Согласно словам Христа откуда берется грех?

  • Грех — это результат не нашей окружающей среды, а того зла, которое находится в нашем сердце.
  • Иер.17:9

Очевидно проблема фарисеев, книжников и даже учеников была в том, что они слишком поверхностно воспринимали грех. Очень явно, что и мы сами недалеко ушли от такого восприятия.

Но разве окружающая среда не влияет на то, грешим мы или нет? (1Кор.15:33; Евр.12:15)

  • Конечно влияет. И было бы большой ошибкой самонадеянно пренебрегать Божьими повелениями избегать искушений (например, 1Тим.6:11; 2Тим.2:22). Но важно понимать, что внешние обстоятельства не могут «насильно» заставить нас грешить. Эти обстоятельства вскрывают наши внутренние греховные склонности и, если мы духовно слабы, инфекция греха, которая была до этого в пассивном состоянии, превращается в болезнь.

 

Практическое применение

  1. Есть ли какие-то ситуации в вашей жизни, где вы склонны видеть причину своего греха в обстоятельствах или других людях? Перечислите их. Например,
    • Раздражение, злость («Меня вывели из себя», )
    • Обман «для выживания» («Я не мог сказать иначе», «Мы живем в такой стране»)
    • Раздражение, лень («Такой уж у меня характер»)
    • Ссоры («Он сам не лучше»)
  2. Какие поверхностные советы можно было бы дать (и часто они даются) относительно каждой перечисленной ситуации? Это необязательно плохие советы, они просто поверхностны и в них мало пользы.
    • «Не принимай близко к сердцу»
    • «Избегай таких ситуаций»
    • «Все будет хорошо, расслабься»
    • «Отдохни, поспи, поешь»
  3. В перечисленных ситуациях проявляется глубинный грех нашего сердца. Пожалуйста, проанализируйте какие именно это грехи в каждой ситуации.
  4. Пожалуйста, прочитайте 1Иоан.1:9 и 3:1-3. Как этот стих применим к вашей ситуации?

Основной урок отрывка:

 

  • Хотите побеждать грех в своей жизни? Следите за состоянием своего сердца! Все внимание сосредоточьте на своих мыслях, словах и делах. Исповедуйте свои грехи перед Богом, оставляйте их и просите Его очищать ваше сердце.

«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.» (Притчи 4:23)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.