Евангелие от Марка – 11:12-19 – Иисус – Судья

Параллельные места: Мф.21:12-19; Лк.19:45-48; Ин.2:13-16

Проклятие смоковницы

Почему Иисус ожидал плоды на смоковнице, хотя написано, что «еще не было время собирания смокв»?

  • Обычно плоды на смоковнице завязываются раньше, чем появляется листва. А когда уже есть листва, то плоды уже должны быть.

При чем здесь смоковница? Что это значило?

  • Смоковница была распространённым, высокоценимым деревом в Палестине. Смоковницы часто достигали шести метров в высоту и столько же в диаметре кроны, создавая прекрасную тень. Когда Иисус призвал Нафанаила быть Его учеником, тот сидел под смоковницей, вероятно, в своём дворе (Иоан. 1:48). До того как евреи вошли в Землю Обетованную, Господь описывал её как «землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья… землю, где масличные деревья и мёд» (Втор. 8:8). Через пророка Захарию Господь пообещал Своему народу, что когда Мессия придёт второй раз, Он «[изгладит] грех земли этой в один день» и «будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу» (Зах. 3:9-10). Такие места были любимыми местами общения людей.
    Наличие смоковницы было символом благословения и процветания для народа, а её отсутствие стало символом осуждения и лишения.
  • Чтобы проиллюстрировать Своё учение, Иисус приводил много примеров из мира природы. Объектами Его сравнений были животные, птицы, погодные явления, цветы, вода и многое другое. В этом случае сравнительным примером в отображении духовной бесплодности народа послужила бесплодная смоковница. Иллюстрация была наглядной притчей с целью показать духовный упадок израильского народа.
  • Смоковница была прообразом духовно мёртвого Израиля: её листья олицетворяли внешнюю праведность Израиля, а отсутствие плодов — его духовное бесплодие.
  • Сравнением со смоковницей Иисус хотел сказать, что Израиль как народ имел показную религию, олицетворением которой были листья смоковницы. Отсутствие духовного плода являлось неоспоримым доказательством невозрождённости народа и его отделённости от жизни и силы Божьей. Как плодоношение всегда является доказательством спасения и благочестия, так бесплодие всегда является доказательством падшего, нечестивого состояния человека.

Интересно заметить:

Иисус не впервые использовал пример бесплодной смоковницы. Ранее Он рассказывал, как хозяин одной смоковницы на протяжении трёх лет не находил на ней плодов, поэтому повелел садовнику срубить её. Но садовник умолял хозяина: «Господин! Оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, — не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её» (Лук. 13:6-9). По-видимому, просьба была удовлетворена. Здесь смоковница также отражает бесплодие Израиля, а готовность хозяина ждать плодов олицетворяет терпение Бога, прежде чем Он свершит суд. Наш Господь не сравнивает эти три года с тремя годами Своего служения, но именно через три года после того, как Иисус открылся Израилю как Мессия, люди заявили о своём окончательном отвержении Его, предав на смерть.

Приблизительно через сорок лет проклятие народа Израиля, описанное Иисусом на примере проклятия смоковницы, исполнилось. В то время Бог допустил римлянам разграбить Иерусалим и сравнять с землёй храм, наказав, таким образом, народ и его религию, потому что Израиль не принёс никакого плода, как и не приносит его до сегодняшнего дня.

Сравнить с Втор.28:1-6,15-19

Очищение храма

Исторический контекст

Храм, когда туда вошёл Иисус, по всей вероятности, был заполнен тысячами поклонявшихся иудеев, а также язычниками, толпившимися во внешнем дворе, куда разрешалось входить всем. Вероятно, еврейские вожди рассудили, что если там могут находиться язычники, значит, там может быть что угодно. И за последние несколько десятилетий это место стали использовать как религиозный рынок, который работал под покровительством первосвященника Анны. Анна был низким, недостойным человеком, для которого храм и высокое положение первосвященника были лишь средством для достижения власти и богатства. Торговые ряды во дворе язычников были известны как «рынок Анны», чьи священники и другие компаньоны надзирали за храмовой торговлей. Купцы покупали право продавать жертвенных животных, вино, елей или соль, а также обменивать деньги на нужную валюту определённого достоинства, используемую для пожертвований в храме. Помимо платы за право торговать дельцы часто должны были платить Анне определённый процент от своего дохода.

Согласно левитскому закону, в жертву в храме могло быть принесено любое животное, одобренное священниками. Но первосвященники делали всё, чтобы животные, которые не были куплены у одного из их торговцев, не принимались, давая тем самым своим концессионерам право обеспечивать всех приходящих жертвенными животными. Еврейский христианский историк Альфред Эдершайм утверждал, что часто человек должен был заплатить в десять раз больше, чем это животное стоило. Полагая, видимо, что этого было недостаточно, меновщики брали ещё двадцать пять процентов с тех, кому нужно было обменять иностранную валюту или разменять её, чтобы иметь необходимую сумму для пожертвований. Поэтому Иисус, когда назвал храмовый рынок «вертепом разбойников» (ст. 17), говорил весьма буквально.

Христос, будучи побуждаемым очистить дом Своего Отца от скверны, продемонстрировал, что совершает божественную миссию от имени Своего Небесного Отца.

Интересно заметить:

Марк сообщает, что Иисус настолько контролировал ситуацию, что «не позволял, чтобы кто пронёс через храм какую-либо вещь» (Марк. 11:16). Так как храм находился возле Восточных ворот, путешественники часто использовали двор язычников как проход в юго-западную часть города. Иисус положил конец и такому неуважительному отношению к святости Божьего дома. По смыслу подразумевается следующее: Он заставлял людей оставить то, что они несли, и покинуть двор с пустыми руками. Здесь мы также не видим ни малейшего намёка на то, что кто-то оказал Ему сопротивление или противодействие. Своим присутствием Иисус демонстрировал такую власть, что внушил страх и покорность всем, кто находился там, независимо от того, что они думали о Нём или что Он делал.

 

В этом отрывке мы видим несколько непривычный образ Иисуса Христа — образ судьи, который осуждает отсутствие духовных плодов и неприемлимое лицемерное поклонение.

Легко ли вам представлять Христа, как судью?

 

  • Деян.17:31
  • 2Тим.4:1-8
  • Ин.5:19-30
  • Ин.12:47-48
  • Деян.10:42
  • Иуд.1:14-15
  • 2Кор.5:9-10
  • Откр.11:17-18

Как понимание/видение Иисус Христа, как судьи, должно повлиять на нашу жизнь?

Как это истина должна повлиять на нас в разных сферах?

  • В отношениях и служении в церкви?
  • На работе?
  • В семье?
  • В отношениях с неверующими?
  • В борьбе с нашими грехами?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.